Цвет — стимулятор обучения

Цвет - стимулятор обученияДля стимуляции обучения наблюдайте разнообразные цвета (например, цветные квадратики 9×9 см), поскольку при этом активизируются различные зоны мозга. Избегайте цветного голода. При отсутствии цветов их можно представить.

Например, чтобы стать внимательным к деталям и организованным, представьте цвет, который ассоциируется с интеллектуальным способностям (возбуждает интеллект, творческое воображение), например, желтый.

Тренируйте цветное воображение, как описано ранее. «Цветной климат» влияет на эффективность учебных занятий. Есть мнение, что к различным частям урока нужно подбирать определенное освещение. К вводной части — розовую, в основной — красное, на конец урока

Для стимуляции обучения наблюдайте разнообразные цвета (например, цветные квадратики 9×9 см), поскольку при этом активизируются различные зоны мозга. Избегайте цветного голода. При отсутствии цветов их можно представить. Например, чтобы стать внимательным к деталям и организованным, представьте цвет, который ассоциируется с интеллектуальным способностям (возбуждает интеллект, творческое воображение), например, желтый.

Тренируйте цветное воображение, как описано ранее. «Цветной климат» влияет на эффективность учебных занятий. Есть мнение, что к различным частям урока нужно подбирать определенное освещение. К вводной части — розовую, в основной — красное, на конец урока — зеленое, голубое.

Ученикам, как и всем людям умственного труда, легко работать в помещении с синей лампой или синими шторами на окнах. Это усиливает интеллект. Если для обучения нужен ясный ум, внимательность и быстрая реакция, например, на экзамене, наденьте что-нибудь желтое. Дома предложите своему ребенку выполнять домашнее задание в желтом свитере или рубашке. Внимательно подбирайте цвета в своей одежде, учитывая цвет белья и верхней одежды.

Вернемся еще раз к желтому цвету. Он активизирует умственную деятельность, поэтому его используют для оптимизации учебного процесса. Если необходима высокая концентрация внимания и большие умственные усилия, используйте энергию желтого и бирюзового цветов.

К сказанному выше можно добавить еще некоторые аспекты. Для лучшего запоминания учебной информации необходимо знать закономерности восприятия учебного материала на странице книги (тетради) или таблицы. Особенно это важно для людей со зрительным типом памяти.

Остановимся на дидактических свойствах зрительного восприятия цветов из наглядных пособий. Чтобы облегчить восприятие зрительной учебной информации необходимо использовать мощные зрительные раздражители так, чтобы они не маскировали, а подчеркивали форму составных частей изучаемого объекта, и тем самым способствовали сосредоточению внимания студентов именно на учебной информации.

Сравнительно простой, доступный и вместе с тем эффективный способ увеличения раздражающего силы — это окраска, выделяет форму и ее элементы. Цвет привлекает внимание студентов и в сочетании с формой, которую он покрывает, дает информацию, что оставляет заметные впечатление в памяти. На основе теоретических и экспериментальных исследований О.А. Демин и А. М. Романюк [2000] выявили основные дидактические свойства зрительного восприятия цветов. Такими свойствами являются:

  •  Способность зрительного анализатора в развитии зрительного восприятия информации, усиленной с помощью цветов;
  •  Способность человеческого глаза надежно отличать более 50 оттенков каждого цвета;
  •  Способность активных цветов маскировать зрительную учебную информацию;
  •  Способность пассивных цветов вызвать излишнее напряжение глаз и, как следствие, их быструю утомляемость;
  •  Склонность контрастной расцветки к искажению зрительной информации в процессе ее восприятия;
  •  Способность нейтральных цветов способствовать спокойной работе зрительного анализатора в течение длительного времени;
  •  Формирование готовности зрительного анализатора к восприятию цветов в сочетании с формами, которые отражают содержание зрительной информации.

Цвет - стимулятор обученияПо сравнению с традиционной наглядностью, предложенные наглядные пособия (детали машин) существенно отличаются своей окраской. Раскрашивая их, мы подбираем цвета для окраски составных частей объектов техники в соответствии с закономерностями восприятия цветов зрительными анализаторами.

Цветовое обучение проводится по следующим правилам:

— Применяется в основном спокойная, не пассивная и не яркая окраска;
— Каждая составная часть объекта имеет свой цвет;
— Основные детали, относящиеся к одной части объекта, выделяются оттенками, либо светлым окрасом;
— Для окраски частей объекта, имеющий наибольшую площадь поверхности наглядного пособия, подбирается нейтральный цвет (зеленый всех оттенков, голубой и желтый, оттенки которых прилегающие к зеленому);
— Часть, детали которой занимают наименьшую площадь, окрашивается в самый активный цвет с отобранной для руководства гаммы цветов;
— Детали, которые видны очень маленькими участками поверхности, окрашивают яркими цветами активной гаммы (красный, розовый, оранжевый и яркие оттенки желтого). Малые размеры поверхности, отражая луч активной гаммы, создают малый пучок лучистой энергии, который хорошо привлекает к себе внимание, но его мощность настолько незначительна, что не в силах помешать восприятию соседних деталей, раскрашенных в нейтральные цвета;
— Разрезы окрашиваются в тот цвет, которым окрашено всю поверхность разрезанной детали. Покраска разреза на другой, чем деталь, цвет несет студенту неправильную зрительную информацию. Деталь и ее разрез рассматривается как две разные детали.

При изучении объектов техники студенты экспериментальных групп пользовались разноцветными наглядными пособиями, окрашенными согласно выше приведенным правилам. Студенты контрольных групп изучали те же машины, пользуясь наглядными пособиями, которые не прошли дидактической обработки форсированием. Результаты эксперимента показали, что студенты экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп значительно лучше и быстрее усвоили учебную информацию о строении машин и принцип их работы.

Установлено, что лучше всего воспринимаются объекты, размещенные в левом верхнем углу, вверху и в центре таблицы, хуже — в нижней части таблицы, особенно в правом нижнем углу. Если главный объект невозможно разместить в лучшем для восприятия месте, то его выделяют обводкой, рамками, контрастными цветами, увеличением размеров основного объекта по сравнению с другими.

Самым эффективным способом выделения главного объекта таблицы являются:

  •  Контрастный цвет в черной рамке;
  •  Яркий цвет;
  •  Черная рамка;
  •  Рамка контрастных цветов.

Объекты таблицы лучше размещать по горизонтали, вертикали или диагонали. Необходимо применять пивжирни шрифты. Соотношение ширины буквы к высоте должно быть 2: 3, а толщины рамки до высоты — 1:6 для прямой контрастности (темные буквы на светлом фоне).

Нужно учитывать закономерности цветового зрения. Меньше устают органы зрения от желтого, желто-зеленого, зеленого и светло-зеленого цветов. Важнейшие участки таблицы необходимо выделить цветом, которые привлекают внимание зрения, — алыми, ярко-розовыми.

Так создается зрительная опора для обеспечения полного и качественного восприятия учениками или студентами учебного материала.

Интересно знать, что энергетика любого рисунка зависит от цвета, формы и материала. Например, каждая геометрическая фигура имеет свою энергетику излучения, даже если они начертаны одним карандашом. Поэтому такие изображения имеют разную энергетику, которая зависит еще от многих других факторов.

Цвет - стимулятор обученияТаким образом, важную информацию во время учебы в школе или дома нужно писать цветными ручками (фломастерами) и желательно, чтобы буквы или формулы были выделены. Это значительно уменьшит время запоминания информации. Цвет выбирайте тот, который вам нравится (голубой, зеленый, красный…).

Желанными в помещении, где учитесь, есть цветные картины, мебель мягких цветов, нежные цвета на стенах, которые способствовали созданию «высокоэнергетической ячейки», усиливали бы вашу энергетику и обеспечивали вдохновения для обучения или иной умственной деятельности.

При обучении (или другой умственной работе) лучше сидеть за столом так, чтобы видеть окно (ощущение пространства, выход в большой мир, на свободу), а к двери сидеть боком. Свет же должен падать слева, тогда меньше устает зрение, а это дает большую возможность сосредоточиться. Свет должен быть не ярким, а рассеянным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *