Альтернативы брака и семьи

Альтернативы брака и семьиСемья уже давно имеет своих критиков. В девятнадцатом веке многие мыслители предлагали заменить семейную жизнь на более обобществленные формы. Некоторые из этих идей были реализованы на практике. Один из самых известных примеров — организация коммуны «Онеида» в Новой Англии, в середине девятнадцатого столетия. В основу этого сообщества легли религиозные верования Джона Хамфри Ноеса.

Каждый человек в коммуне считался женатым с каждой женщиной, и все они были отцами рожденных в коммуне детей. Преодолев первоначальные трудности, группа выросла до трехсот человек и просуществовала около трех десятков лет, прежде чем распалась. С тех пор основывалось многие другие коммун как в Британии, так и в других европейских странах. Большое разнообразие таких коммунальных образований возникло в 1960-х гг

Коммуны

Семья уже давно имеет своих критиков. В девятнадцатом веке многие мыслители предлагали заменить семейную жизнь на более обобществленные формы. Некоторые из этих идей были реализованы на практике. Один из самых известных примеров — организация коммуны «Онеида» в Новой Англии, в середине девятнадцатого столетия. В основу этого сообщества легли религиозные верования Джона Хамфри Ноеса. Каждый человек в коммуне считался женатым с каждой женщиной, и все они были отцами рожденных в коммуне детей.

Преодолев первоначальные трудности, группа выросла до трехсот человек и просуществовала около трех десятков лет, прежде чем распалась. С тех пор основывалось многие другие коммун как в Британии, так и в других европейских странах. Большое разнообразие таких коммунальных образований возникло в 1960-х гг, причем внутри таких групп основном предусматривались свободные сексуальные взаимоотношения и коллективная ответственность за воспитание детей. Небольшое количество таких коммун существуют и поныне.

Важнейший современный пример домашней жизни в условиях коммуны — это кибуцы в Израиле. Кибуц представляет собой добровольное объединение семей и индивидов, сотрудничающих в воспитании детей. Большинство кибуцев были сначала коллективными фермерскими хозяйствами, но сегодня многие из них перешли в сферу промышленного производства. В Израиле насчитывается более 240 кибуцев, в которых проживает около 100 тысяч человек.

Некоторые из них небольшие, насчитывающие не более полусотни членов, но есть и такие, что имеют в своем составе до двух тысяч человек. Каждый кибуц живет так, будто это одна большая семья, обязанности по уходу за детьми берет на себя все общество, а не только та семья, в которой они родились. В некоторых таких кибуцах дети живут в специальных «домах ребенка», а не со своими родителями, хотя выходные проводят в основном в семейном кругу.

Намерения тех, кто основывал первые кибуцы, были радикальными. Коммунальная собственность вместе с коллективным воспитанием детей мыслились как средство избежать индивидуалистической, конкурентной природы жизни в современных обществах. Эти идеалы, конечно же, не были отвергнуты; и все же в течение последующих лет большинство кибуцев выбрали для себя традиционные формы жизни, чем те, которым отдавалось предпочтение на раннем этапе.

Например, сегодня дети чаще ночуют в домах своих родителей, чем то было ранее. Детские дома в кибуцах сейчас больше соответствуют представлениям о заведениях, где созданы максимально благоприятные условия для труда и отдыха, чем те, которые выражают общую ответственность членов коммуны за воспитание детей.

Сожительство

Альтернативы брака и семьиСожительство, когда два человека живут вместе, имея между собой сексуальные отношения, но не женятся, получает все большее распространение в большинстве западных обществ. В Британии еще недавно смотрели на сожительство как на нечто скандальное. Однако в течение 1990-х гг количество неженатых мужчин и женщин, которые предпочитали жить вместе в одном доме, резко возросло. Сожительство стало широко практиковаться в среде студенческой молодежи колледжей и университетов. Осуществленные в США исследования показывают, что около одной четверти студентов живут там с партнерами, с которыми находятся в сексуальных отношениях в течение определенного периода обучения в колледже.

Сожительство в сегодняшней Британии, видимо, в основном рассматривается как экспериментальный этап, предшествующий бракосочетанию. Молодые люди начинают жить вместе в основном стихийно, а не вследствие обдуманного намерения. Два человека, которые уже находятся в сексуальных отношениях, все больше и больше времени проводят вместе, изредка кто-то из них покидает для этого на долгий или короткий период своей собственный дом. Молодые люди, живущие вместе, почти всегда надеются в скором будущем жениться, хотя и не обязательно со своим нынешним партнером. Лишь меньшинство из таких пар объединяют свои финансы.

За последние сорок лет число людей, которые сожительствуют, увеличилось на 400 процентов. Только 4 процента женщин, рожденных в 1940-х годах, и 19 процентов, рожденных в 1950-х, сожительствовали вне брака, но рожденных в 1980-е годы наберется уже около половины. Предполагается, что на 2000, четыре пятых из всех супругов будут такими, которые жили вместе до брака.

Согласно исследования, осуществленного в Есекськом университете, большинство пар вероятно проживут вместе еще десять лет, и почти две трети из них скрепят свои отношения официальным браком. Это не должно удивлять, поскольку опросы показывают, что большинство молодых людей относятся к сожительству как к «пробному браку».

В некоторых других европейских странах, в частности в сельских местностях, сожительство имеет длительную историю как вполне узаконеная практика. Например, так было в нордических странах, которые и сегодня имеют самые высокие пропорции пар, объединенных узами сожительства. Однако непрерывной связи с прошлым здесь не наблюдается. Так, например, в Швеции в 1960 г. сожительствовали только один процент; сегодня же эта цифра оценивается уже в 40 процентов. Как и в других странах Европы, большинство пар, женятся через определенное время или когда у них появляются дети. Сожительства довольно часто приобретало законный статус, то есть в случае прекращения отношений индивиды наделяются правом добиваться через суд раздела имущества и содержания.

Альтернативы брака и семьиГомосексуальные семьи

Многие гомосексуальных мужчин и женщин сейчас живут стабильными парами, а некоторые из них даже формально «поженились», хотя такие церемонии и не предусмотрены законом. Ослабление прежней нетерпимости к гомосексуальности сопровождалось ростом тенденции, согласно которой суды стали предоставлять право на опеку над детьми матерям, живущим гомосексуальными парами.

Нынешний уровень техники искусственного оплодотворения делает возможным для лесбиянок иметь детей и без гетеросексуальных контактов, а следовательно, и образовывать гомосексуальные семьи, в которых будут свои дети. Тогда как фактически каждая гомосексуальная семья с детьми в Великобритании состоит из двух женщин, в конце 1960-х и начале 1970-х годов агентства социальной опеки в нескольких городах США отдавали бездомных геев-подростков под опеку мужских супружеских пар геев. Эта практика была прекращена, прежде всего с учетом негативной реакции общественности.

Одиночки

Сочетание нескольких факторов способствовало тому, что число людей, живущих одиночками в современных западных обществах, значительно увеличилось. Во-первых, это тенденция жениться позже — теперь люди женятся в среднем на три года позже, чем это было в 1980 г., во-вторых — рост числа разводов. Еще одним фактором можно считать то, что растет доля старых людей всего населения, чьи партнеры умерли. Жить одиночкой имеет разный смысл в разные периоды жизненного цикла. Сегодня живут холостяками гораздо больше людей, которым более двадцати, чем это было раньше. Но где-то посередине между тридцатью и сорока годами остается совсем незначительное количество мужчин и женщин, которые никогда не состояли в браке. Большинство одиночек в возрасте от тридцати до пятидесяти — это люди разведенные и те, кто «находится между браками». Большинство одиночек, которым более пятидесяти, — это вдовцы и вдовы.

Питер Стайн опросил шестьдесят одиноких лиц в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет. Большинство неоднозначно оценивали свое положение. Они признавали, что пустынная жизнь часто помогала им сделать служебную карьеру, так как они могли полностью сконцентрироваться на своей работе; жизнь предлагала широкий выбор для сексуального опыта и способствовала индивидуальной свободе и самостоятельности. С другой стороны, они признавали, что трудно быть одиночкой в мире, где большинство их ровесников женаты, и нередко страдали от изолированности или одиночества. В целом большинство соглашались, что осознание необходимости жениться перевешивает тягу к жизни одиночкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *