Все, что нужно знать о психологических тренингах.

Все, что нужно знать о психологических тренингах.

3452342341

Нет, это не очередной рекламный текст в стиле «Психологический тренинг — это очень круто, он решит все ваши проблемы». Автор данных заметок, профессиональный психолог, решил нарушить принципы цеховой солидарности и взглянул на тренинги «c другой стороны», а именно — с позиции потребителей. Каким должен быть тренинг? Каким должен быть тренер? Кому и сколько платить? В чем суть феномена «тренинговой иглы»? Объективный анализ психологических тренингов читайте в этой статье.

«Тренинг — интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок» (Психологический словарь)

Спрос рождает предложение. По оценкам специалистов, за последние два года количество тренинговых агентств и компаний увеличилось почти в пять раз. Если почитать их рекламные проспекты, то создается впечатление, что тренинг вам или вашей фирме нужен всегда, и научить вас там могут всему. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Вообще говоря, подвидов психологических тренингов, проводящихся по принципу «вы платите денежки, а мы вас за это учим общаться с людьми (разговаривать по телефону, выступать публично, продавать контрацептивы, петь песни и т.д.)», сегодня видимо невидимо. Весьма условно их можно разделить на три категории.

1. Коммуникативные тренинги
2. Тренинги личностного роста
3. Бизнес-тренинги

1. Коммуникативные тренинги

Их основная задача — постановка поведенческих навыков. Вас берутся научить эффективному поведению в различных ситуациях общения.

Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут вам преодолеть трудности в реальной жизни. Например, если вы боитесь или стесняетесь попросить повышения зарплаты, вам помогут закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. А если вы испытываете трудности в собеседовании при приеме на работу, тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.

На таких тренингах вы научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).

Разумеется, никто не ставит задачу за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из вас «мастера общения», «гроссмейстера влияния» и т.п. Это невозможно. (Если вам обещают нечто подобное, будьте уверены — это наглая ложь.) Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель тренинга — показать «как это делается», дать вам импульс для дальнейшего развития. Подразумевается, что вы будете продолжать отработку полученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический, естественный для вас способ поведения.

2. Тренинги личностного роста

Личностный рост — штука интересная, хотя и очень туманная. Во всяком случае, никто не способен объяснить человеческим языком: что, где, куда и насколько должно вырасти. (Обычная псевдопсихологическая болтовня о повышении жизненного, творческого и личностного потенциала не в счет). Сами же тренинги личностного роста представляют собой разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы.

Такой тренинг актуализирует переживания, которые вы смутно ощущаете как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. С помощью других участников, вы вытаскиваете наружу свои неосознаваемые страхи, избавляетесь от внутренних барьеров, узнаете то, как вас воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении.

Основной упор делается на эмоциональных переживаниях людей в группе, на возникающих у них чувствах и на социальных масках, к которым прибегают некоторые участники группы, тогда как другие пытаются эти маски видоизменить. На этих тренингах исследуются и подвергаются сомнению, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как вы видите мир, поэтому, посещая его, надо быть готовым к серьезным изменениям взглядов на собственную жизнь.

3. Бизнес-тренинги

Это — бесчисленные вариации первых двух категорий, сориентированные на решение конкретных бизнес-задач. Львиную долю здесь составляют тренинги по продажам чего-либо. Популярны также тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и «развитие персонала» (формирование команды). Сущность последнего заключается в стремлении «превратить эту шайку бездельников в сплоченную команду профессионалов».

На сегодняшний день основной недостаток бизнес-тренингов состоит в том, что они построены преимущественно на западном опыте и подходе к ведению бизнеса, которые у нас работают далеко не всегда. Все заявления, что тренинги хотя и разработаны за рубежом, но адаптированы под наш рынок, это, как правило, ерунда. Для адаптации нужны длительные сравнительные исследования, которыми сегодня никто себя не утруждает. Стоит также учитывать, что даже простой перевод с английского языка на русский уже видоизменяет вид тренинга. К тому же, почти каждый из наших тренеров считает своим долгом дополнить классические методы собственными «гениальными» разработками. В итоге то, что у нас предлагается под видом «бизнес-тренинга», часто таковым вообще не является.

Засилье западных методик отчасти объясняется и извечными фантазиями загадочной славянской души. Многие бизнесмены искренне полагают, что стоит нашего человека подучить на тренинге трем-четырем хитрым приемам из «ихнего» маркетинга и менеджмента, как он сразу же начнет трудиться с такой отдачей, с какой работают на Западе. Хотя давно известно, что такие задачи, как, например, увеличение сбыта, не могут решаться только через тренинг торгового персонала на технику продаж. Здесь нужно не столько «натаскивание» операционистов, продавцов и торговых агентов, сколько разработка клиентной политики и идеологии фирмы, разворот ее как целого в сторону клиентов. Многие руководители этого не понимают. Результат — потраченные впустую средства, конфликты с тренерами и тренинговыми агентствами, скептическое отношение к тренингам и бизнес-психологии вообще («все вы шарлатаны»). Здесь совет один — к возможностям бизнес-тренингов нужно подходить трезво.

Еще помните разумную мысль о том, что никто из тренеров не свихнулся настолько, чтобы готовить специалистов, теоретически способных составить конкуренцию учителю. На тренингах даются только базовые навыки. Стать же настоящим «спецом» можно лишь путем систематического самообразования и постоянной тренировки. В общем — «на тренера надейся, а сам не плошай…»

Все тренинги хороши тем, что во время их прохождения никто вас не учит, как надо жить. Там вы не встретите занудных дядек, которые будут вам долдонить: хорошо вести себя, ребята, это очень хорошо, а плохо вести себя, бяки, никуда не годиться, и вообще — надо людей любить… Выполняя разнообразные упражнения, участники сами обнаруживают то, как можно по-другому воспринимать себя и жизнь вокруг, как изменить собственное поведение, чтобы достигнуть нужных результатов.

Тренинг — это зеркало, в котором с помощью других участников вы получаете возможность увидеть себя со стороны. Порой тренинг позволяет первый раз в жизни избавиться от галлюцинаций по поводу себя и других. Часто это вызывает психологический шок. Иногда тренеры специально провоцируют переживание участниками пиковых ощущений, как позитивных, так и негативных. К тому же, никто не оказывает участникам «медвежьих услуг» в плане потворства их слабостям — привычкам и любимым играм. Поэтому тренинг бывает достаточно болезненной для личности процедурой. Ваши самолюбие и самооценка могут быть сильно уязвлены. Собираясь на психологический тренинг, вы должны быть готовы к такому развитию событий. Помните: психология иногда уподобляется хирургии — чтобы помочь человеку, порой нужно причинить ему боль и страдания.

В связи с этим, основные принципы психологического тренинга — конфиденциальность и доверительность общения. Участникам не рекомендуется выносить содержание общения за пределы группы. Это способствует развитию взаимного доверия, поскольку члены группы уверенны, что их проблемы не станут известны посторонним и поэтому легче идут на открытый и искренний контакт друг с другом.

«Нет больше прошлого и нет больше будущего» — еще один принцип проведения тренингов. Он называется «здесь и сейчас». Предполагается, что именно непосредственное общение в тренинговой группе является основой для развития личности. Все стремления участников «перевести стрелки» — переключиться от тренинговой тематики на обсуждение событий прошлого или будущего — жестко пресекаются. Считается, что таким образом у личности срабатывают механизмы психологической защиты.

Принцип «здесь и сейчас» наиболее часто критикуется противниками тренингов, поскольку он фактически ставит всю человеческую коммуникацию с ног на голову. Исключение богатства прошлых воспоминаний наряду с запретом обсуждать будущую деятельность обедняет и делает тривиальными человеческие отношения. То, что группа действительно дает, пишет один критик — так это «взаимный анализ мимолетных впечатлений». Опыт такого общения трудно перенести в повседневную жизнь: оказавшись в обычных условиях, люди постепенно возвращаются к прежнему поведению.

К тому же, психологический стриптиз, к которому принуждают участников тренинга, для многих людей не только неэффективен, но и вреден. Каждого участника группы, как правило, помещают на эмоционально «горячее место» и порой подвергают резкой критике («слишком негибкий… не может общаться… обороняющийся… лживый… слишком интеллектуальный и т.д.»). Это может привести к тому, что человек почувствует себя после занятий в группе еще хуже, чем раньше.

Еще одно слабое место тренингов — ярко выраженный «темпоральный эффект», т.е. временный характер их действия. (Данное обстоятельство позволяет критикам вообще сводить всю пользу от прохождения тренинга к банальному эффекту плацебо, многократно усиленному процессами групповой психодинамики.) Обычно сразу после тренинга участники испытывают небывалый подъем, прилив сил и желание применить полученные знания и навыки на практике. Однако после непродолжительного промежутка времени (1–2 недели) вы обнаруживаете, что вернулись на прежний уровень взаимодействия с действительностью.

Яркие эмоции и острые впечатления остались в прошлом, а впереди маячит привычная рутина повседневных будней. Желая вновь обрести утраченные ощущения, вы записываетесь на очередной тренинг и получаете очередную порцию эмоций. Но период «воодушевления» на этот раз уже значительно короче предыдущего. Постепенно потребность в энергетической подпитке извне все увеличивается, а время послетренингового «кайфа» все уменьшается. Как психологу консультанту, мне не раз доводилось общаться с людьми, посещающими психологический тренинг едва ли не каждый уик-энд. Убедить их в том, что так часто проходить тренинги бессмысленно, бывает очень трудно. (Вообще-то, достаточно одного раза в полгода, иначе наступает привыкание и психологические встряски не дают результата. Естественно, в тренинговых компаниях чаще всего «забывают» сообщить об этом своим клиентам.)

Вдумчивый читатель наверняка уже смекнул, что речь идет о типичной наркозависимости. Посещение тренингов становится своего рода наркотиком, который дает иллюзорное чувство решения собственных проблем. (Как в анекдоте: «Выпил — и жизнь сразу наладилась»). Некоторые специалисты называют это «тренинговой иглой». Характерно, что ей подвержены не только отдельные индивидуумы, но и целые организации. Это позволяет недобросовестным тренинговым агентствам садить на «тренинговую иглу» персонал многих фирм-заказчиков, заполучая себе таким образом постоянных клиентов. Вообще, феномен психологической «ломки» в коммерческой фирме, работники которой внезапно лишаются привычной тренинговой подпитки извне — очень интересная тема, но об этом я расскажу в другой раз.

Кратковременная «накачка» эмоциональной энергией во время работы в тренинговой группе бывает полезной. Она просто необходима в тех тренингах, задача которых — мотивировать и вдохновить персонал, придать развитию компании новый импульс. Но чаще брызжущие из участников эмоции только мешают, маскируя реальную эффективность (или неэффективность) конкретного тренинга. Тренинг должен давать вам не быстро проходящие эмоции, а конкретные знания и практические навыки, которые в дальнейшем вы сможете эффективно использовать.

Поэтому результаты тренинга надо оценивать спустя несколько месяцев после его окончания, когда первичные эмоции улеглись и становится виден реальный уровень психологической трансформации участников. Критерии успешности должны определяться тренинговой тематикой. Для бизнес-тренингов ими могут быть динамика роста продаж, количество новых клиентов, удовлетворенность клиентов, рост прибыли. Для тренингов личностного роста — возросшая самооценка, изменение стратегий поведения, снятие барьеров в общении.

И еще: не верьте объявлениям, рекламирующим краткосрочные тренинги. Мол, за один-два дня мы научим вас и тому, и сему, и на гармошке играть, и публично выступать, и вырабатывать стратегию поведения в условиях дефицита информации… Чем больший список «крутых» умений и навыков, тем с большим подозрением следует относиться к такому тренингу. Скорее всего, его практическая ценность будет равна нулю. Краткосрочные тренинги обычно проводятся исключительно в представительских целях. Их главная задача — привлечь потенциальных клиентов и «раскрутить» участников на дальнейшие расходы.

Автор: В. Сороченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *