Тренинги личностного роста.

Тренинги личностного роста.

2423434

Тренинги личностного роста – явление неоднозначное, особенно в нашей стране. Кто-то считает их панацеей, кто-то ересью. Академическая наука не признает даже права на существование, общественность относится с опаской. Многие боятся зомбирования и гипноза. Что же такое тренинги личностного роста?

Первый раз я услышала о них, когда мне было 16 лет. Старшая сестра моей подруги взахлеб рассказывала о каких-то пройденных ею курсах, хвасталась своим приподнятым настроением и новыми отношениями с молодым человеком. Я еще тогда смотрела на нее и думала «мне туда надо»! Она была удивительно счастлива и легко делилась этим счастьем. Но нам с подругой было «нельзя». Маловаты мы были. Туда брали только с 18. Когда мне исполнилось 20, «трагедия» моей молодой жизни заставила меня вспомнить о чудесных курсах. Меня бросил любимый мужчина, и я шла на тренинг, чтобы вернуть его. Его я не вернула, а получила гораздо более ценные вещи: жизненный опыт, уверенность в себе, новых друзей, новые отношения и еще много чего. Теперь, по прошествии четырех лет, я иногда с ужасом думаю, что было бы со мной, если бы я не попала на тренинги личностного роста. Возможно, я не была бы замужем за любимым человеком и не умилялась бы каждый день своему очаровательному сыночку.

Зачем нужны тренинги личностного роста?
Нет, конечно, это не панацея. Результат зависит от многих факторов, в том числе и от искреннего и непреодолимого желания отдельно взятого индивида быть счастливым.
Когда человек рождается, в его жизни существует неисчислимое количество возможностей: кем стать, каким быть, какими принципами руководствоваться, как использовать тот потенциал, который ему дан: на созидание или на разрушение и т.д. У среднестатистического новорожденного есть равные шансы стать президентом или грузчиком. Все зависит от того, как он будет жить свою жизнь и какие цели ставить.
И вот ребенок начинает жить. На него влияет огромное количество факторов. И чем старше он становится, тем их больше. Сначала только родители. Потом детский сад, школа, друзья, город, государство и т.д. Человек учится взаимодействовать с этим миром, а главное – с этим социумом. И как существо социальное, он перенимает у общества его достижения – средства связи, передвижения, радио и телевидение, – но так же и его болезни: страхи, неуверенность в своих силах, закрытость, скупость в выражении своих чувств, притворства и т.п. Чем старше человек становится, тем богаче этот набор. Я ни в коем случае не хочу умалять значения общества в жизни человека. Оно делает человека человеком, но, к сожалению, часто – человеком несчастным. Это несчастье не выражается в ежедневном страдании. Более того, я даже не собираюсь говорить о страдальцах. Я говорю о людях вполне успешных, в привычном понимании этого слова. О тех, у которых есть хорошая работа, семья, друзья, дети, увлечения. А если не все это вместе, то уж что-нибудь одно точно есть, что и делает их более или менее успешными. Однако ни для кого не секрет, что существует факт отчужденности. Человек отчужден сам от себя. Каждому из нас чего-то не хватает для счастья (некоторые говорят «для полного счастья», считая, что уж хотя бы неполное у них есть): кому-то денег, кому-то любви (часто мужчины больше хотят первого, а женщины – второго). Сегодняшний мир меняется каждый день, а иногда – и каждый час. Жизненное пространство переполнено информацией, подчас не очень нужной. Дети цитируют наспех срифмованную рекламу, взрослые не могут уснуть, не успевая переработать события прошедшего дня. Меня удивляет, что академическое образование почти никак не учитывает всех этих факторов. Создается ощущение, что наши вузы полностью оторваны от реальности. Они продолжают давать теоретические знания и концепции, часто никак не связанные не то что с реальной жизнью, но даже с профессиональной деятельностью будущих «специалистов».
Насколько мобилен наш мир, настолько статичны наши вузы. Это приводит к тому, что они выпускают почти таких же детей, неприспособленных к жизни, каких и принимают пятью годами раньше. А для людей теперь важно не только быть «подкованными специалистами». Теперь важно уметь быстро перестраиваться, улаживать конфликты, создавать партнерские отношения, работать в команде, совмещать любимую работу с не менее любимой семьей. Но самое главное, на мой взгляд, это уметь любить себя и других людей, уметь ощущать и доносить свои ощущения, быть эмоциональным и открытым. Т.е. все то, чему нигде не учат. Этому можно научиться самому.
На тренинги личностного роста люди приходят как раз для того, чтобы получать именно такие навыки. Тренинги – это то самое практическое образование, которое устраняет пробелы теоретического. Это социальная психокоррекция. Они дополняют академическое образование, помогают людям адаптироваться в собственной жизни. Когда человек проживает лет 30-40, у него накапливается жизненный опыт, тот багаж, который он всюду носит с собой: его знания, умения, навыки, отношения, а еще страхи, разочарования и обиды. Все это есть у каждого из нас. Разобраться со всем этим кладезем и призваны тренинги. Здесь люди могут на несколько дней остановить привычную гонку и заняться своим внутренним миром: посмотреть, что из этого багажа действительно нужное и рабочее, а что лишнее и тяжелое, что не дает двигаться вперед. Например, один человек, скажем, Сергей, пришел на тренинг с целью найти работу и улучшить материальное положение в своей семье. В процессе тренинга он осознал, что главная «беда» его жизни в том, что его жена, женщина активная, все время проводит на работе, зарабатывает больше него, не уделяет ему должного внимания, отказывается официально выходить за него замуж и уж тем более речь не идет о детях. А он, Сергей, чувствует себя от всего этого ненужным и не у дел. И в общем, даже не очень-то ищет эту самую работу, потому что в глубине души не верит, что она что-нибудь сможет изменить. Когда он это понял, то перестал искать работу, а начал налаживать отношения с женой. К чему это привело? Работа нашлась сама. Он купил Тойоту Короллу, его жена ходит в норковой шубе (я сама видела). Ну и для окончательного хеппи-энда, добавлю, что они поженились и у них подрастает очаровательный сынишка. Возвращаясь к разговору о групповой работе, это и есть пример психокоррекции: когда люди перестают осознавать каждый момент своей жизни и действуют на «автомате», им необходимо прерывание, чтобы они могли остановиться и посмотреть на происходящее «со стороны». Процессы тренинга позволяют заглянуть внутрь себя и соотнести свои действия со своими целями, посмотреть, «туда» ли я иду.

Итак, тренинговая программа личностного роста включает в себя четыре этапа: Базовый курс, Продвинутый курс, Лидерская программа и Мастерский курс. На любом из них человек может остановиться и никуда больше не ходить. Но мой опыт говорит, что если человек проходит все четыре этапа, то выходит на качественно новый уровень развития своей жизни. Если он хотел расширить свой бизнес, то открывается не один новый офис, а вдруг целых пять. Если он собирался увеличить уровень своего дохода, то зарплата повышается не в полтора раза, а почему-то сразу в три, если девушка хотела создать отношения, то через год оказывается уже замужем.
Но буду последовательна.
Начинается все с Базового курса. Базовый курс – первоначальное трехдневное ознакомление с категориями тренинга. Основная цель – повысить уровень осознанности его участников. В процессе тренинга человек учится:
— замечать свои привычки и автоматизмы. Например, я знаю девушку, которая даже не замечала того, что никогда и никому не говорила элементарного «спасибо». От этого у людей, единожды сделавших для нее что-то, конечно же, не возникало желания продолжать помогать ей. А она в очередной раз убеждалась, что люди не любят и не поддерживают ее. Обнаружить этот «сбой программы» помог ей

Базовый курс.
Осознавать свои взгляды на жизнь вообще и на каждого из окружающих его людей в частности. У меня была подруга Валя. Мы дружили с ней пять лет учебы в университете. И все пять лет она удивляла меня своей «прозорливостью». Она всегда знала, что на экзамене я получу 5, а она 3; что из двух познакомившихся с нами молодых людей оба влюбятся в меня; что, когда университетский профсоюз будет распределять путевки, мне выделят, а ее забудут и т.д. Каждый раз я удивлялась, что именно так все и происходило. Оглядываясь назад, я понимаю, что ее взгляды на жизнь не оставляли людям вокруг – преподавателям, мужчинам и профсоюзникам – никакого другого выбора. Если бы Валька прошла Базовый курс, она бы тоже это поняла. И смогла бы изменить.
— смотреть из чего обычно человек исходит, складывая мнения о других людях, и часто ли это мнение соответствует действительности. В моей собственной жизни несколько раз происходили следующие метаморфозы: встречая людей на своем пути, я сходу складывала о них негативное мнение: этот слишком громко смеется, другой весь в себе, третий агрессивный. Удивительно, но именно эти люди становились потом моими хорошими друзьями. Подумав об этом на Базовом курсе, я поняла, что на самом деле все они нравились мне с первого взгляда. Но я так боялась, что они не заметят меня, что придумывала всю эту ерунду.
— уметь брать на себя ответственность, держать слово. Говорить, в качестве примера, о девушках, которые считают нормальным «женским» опозданием час-два и к чему это приводит, было бы банально. Но есть еще мужчины, которые рассуждают так: «Я очень ответственный, поэтому брать на себя ответственность и жениться на моей девушке я не готов» или: «Я не готов работать в этой должности, потому что там очень большая материальная ответственность, и мне будет сложно, потому что я не какой-нибудь пофигист. Я человек ответственный». На Базовом курсе им приходится признать, что все происходящее в их жизни говорит как раз об обратном. И когда они осознают это, у них появляется шанс что-то изменить.
Базовый курс длится всего три с половиной дня и за это время тренеру необходимо донести все категории тренинга, которыми люди будут оперировать на всех последующих этапах. Поэтому он остается самым теоретическим тренингом из всей линейки: в нем 50% теории и 50% практики. Практика в данном случае – это дискуссионные упражнения, работа в малых группах и, конечно же, мозговой штурм. В ходе тренинга многим людям приходится заново открывать для себя элементарные вещи, которые всем нам известны с детства, однако мы забываем об их реальном применении в жизни. Например, дал слово – держи; мнение о человеке складывается не по его словам, а по его поступкам; уйти от проблемы – не значит ее решить и т.д. Однако задачей базового курса является лишь напоминание об этих категориях. Практическая же сторона вопроса отдана Продвинутому курсу.

Продвинутый курс – пятидневная практика данных категорий. Здесь уже речь не идет ни о какой теории вообще. Этот тренинг полностью посвящен месту человека в социуме. Он направлен на выработку умений работать в команде и основан на партнерстве. Например, каждый участник тренинга имеет партнера и в случае, если один из партнеров выбывает, то второй уходит вместе с ним. Здесь уже нет лекционной части и роль тренера заключается лишь в направлении действий участников. Это очень глубокий и эмоциональный тренинг, требующий огромных физических и умственных затрат от каждого участника. Человеку приходится на практике сталкиваться с тем, какова его действительность, каков он сам и окружающие его люди. Часто это бывает неприятно. Но, как правило, люди проходят тренинг до конца, т.к. Базовый курс уже подготовил их к возможному дискомфорту. Самая важная задача Продвинутого курса – проработка тех прошлых ситуаций, в которых когда-то давно были приняты главные решения человека о самом себе и мире, в котором он живет. Здесь чаще всего люди сталкиваются со своими детскими страхами и обидами, болью и разочарованиями. Иногда это что-то глобальное, например, развод родителей или смерть близких, а иногда что-то почти незаметное – недобрый взгляд, резкое слово, подзатыльник. На ребенка оказывает влияние любая мелочь и любое событие, возможно, даже не относящееся к нему напрямую. Все это люди вспоминают и проживают на тренинге. А дальше – принятие новых решений, исходя из того, чего человек хочет от жизни, каковы его дальнейшие цели. Конечно, ситуации бывают разные. Есть относительно простые. Например, человек жил с мыслью, что родители его не любят и это мешало ему быть счастливым. Он осознает это, идет к родителям, создает с ними доверительный разговор, в процессе которого родители признаются ему в любви. И проблема решена. Бывает, что все гораздо сложнее. И тем не менее решаемо. Как правило, если на тренинге человек пережил в ощущениях свои прошлые обиды и искренне желает перемен и новых свершений, ничто не свернет его с поставленной цели. Но это еще не все. Как теперь перенести полученный на тренинге опыт в реальную жизнь? Как не потерять все полученные навыки? Для этого существует Лидерская Программа.

Лидерская программа – трехмесячная практика полученных знаний и умений в рамках реальной жизни. Структура лидерской программы предусматривает целую систему поддержки человека в тех прорывах в его жизни, которые он решил совершить. Для каждого участника лидерская программа состоит из трех личных целей и одного общего для всех общественного проекта. Личные цели могут лежать в любой сфере жизни человека, будь то карьера, личные отношения, духовное развитие, творческая деятельность, отношения с детьми/родителями и т.п. Общественный проект – это безвозмездное служение обществу, например, поддержка детских домов, реабилитационных центров и т.п., которая может выражаться в поиске спонсоров и/или собственной физической помощи, в зависимости от того, в чем нуждается объект поддержки. Например, моя Лидерская программа создавала безопасность в Москве. Делали мы это посредством Школы Первой помощи. Мы прошли эти курсы сами, всем и всячески о них рассказывали, искали спонсоров для оплаты курсов первой помощи школьникам. За время Лидерской программы школу прошли 187 человек и четыре жизни было ими спасено уже в те три месяца. Даже если больше никто из них никогда никого не спас, мы все равно можем гордиться. И гордимся.
Другая Лидерская Программа поддерживала школу-интернат для детей с вегето-сосудистыми заболеваниями. За три месяца они собрали 25 000 долларов. И собрали не из своих карманов – таковы договоренности. Результат достойный, по-моему.
Итоги поставленных личных целей выражаются в самых разных единицах: купленных машинах, созданных семьях, совершенных путешествиях, нарисованных картинах и даже в освоенных асанах. Зависит от того, что вдохновляет обладателя целей (он же участник Лидерской Программы).
Сие мероприятие – уже не совсем тренинг. Элементы тренинга присутствуют в нем в виде трех так называемых «вик-эндов», которые проходят в начале, середине и конце лидерской программы. В остальное же время участники каждый день созваниваются, раз в неделю встречаются и общаются по мере необходимости. Существует координатор лидерской программы, направляющий процессы, следящий за контекстом происходящего. Он, в какой-то степени, главное ответственное лицо. От того, насколько он соединен с участниками, насколько он сам живет лидерскими категориями, во многом зависят результаты его «подопечных». Добавлю, что это ни коем случае не снимает ответственности с них самих.
И все-таки есть в Лидерской Программе нечто большее, чем просто структура и результаты. Участники учатся друг у друга жить ярко и насыщенно. Не как все и не как всегда. Часто они устраивают такое, что не придет в голову ни одному «нормальному, здравомыслящему» человеку. Иногда они встречаются в 6:30 утра в любую погоду в центровых московских (и не только) местах! Для чего? А для того, чтобы:
— потанцевать
— устроить друг другу костюмированный день рождения с шариками, салютами и стишками на табуретке
— посоревноваться друг с другом в безводном плавании и летнем саночном катании
— поисполнять желания друг друга
— прибить пару скворечников
— и выяснить, кто придумает занятие побессмысленнее и веселее на ближайшие полчаса.
А заключительной частью всего этого буйства является
Мастерский Курс. Это тренинг не для каждого. Он для людей, которые задумываются об устройстве мира, человека, о бесконечности, о своей миссии и своем предназначении. Т.е., собственно, о том, для чего все эти Базовые-Продвинутые-Лидерские. Это, с одной стороны, основа всей «линейки», а с другой, – ее завершение. Здесь используются эзотерические знания, индийские практики и медитации.
Если вспомнить, о четырех уровнях развития человека: Физический, Эмоциональный, Ментальный и Духовный, – то Мастерский курс позволяет смотреть на Духовность как на Соединенность всех этих аспектов, т.е. как на некую Целостность.
Любые практики, будь то цигун, йога, тай-цзы, кун-фу или тренинги, направлены на повышение уровня осознанности. Каждая практика подходит к этому по-своему. Йога начинает с осознанности физического тела. Делая асаны, человек учится задействовать те мышцы и части тела, о которых он «забыл», потому что в обычной жизни их работа неактуальна. Он учится осознавать свое тело. И это начало пути к осознанности. Проходя тренинги, люди точно так же начинают с физического уровня. Перво-наперво они ставят материальные цели и учатся пользоваться для их достижения такими же «забытыми» ресурсами, которые они потеряли где-то в детстве: вера в себя, в людей, любовь, забота, иногда требовательность, приверженность своим целям и т.д. Это те же самые первые шаги на пути к целостности. Даже если посмотреть на саму структуру тренингов, то схему Физическое-Эмоциональное-Ментальное-Духовное повторяет цепь Базовый-Продвинутый-Лидерская-Мастерский. Базовый – научись ставить цели и идти к ним; Продвинутый – соединись со своими переживаниями и эмоциями; Лидерская – накопи опыт и новые знания; Мастерский – загляни внутрь себя самого и соедини все воедино. Каждый из этих этапов подразумевает новые и новые осознания. Это значит не проживать свою жизнь (ах, как здорово было в прошлом году в это же время года, погода была чудесной, я была влюблена. Интересно, что будет через год? Будет ли все так же славно?), а осознавать момент здесь и сейчас, настоящее, то, чего мы так часто избегаем и по разным причинам предпочитаем не ощущать, а вспоминать; не погружаться, а наблюдать. Жизнь здесь и сейчас в некотором смысле и есть мастерство. Когда человек ощущает все нюансы, детали и мелочи происходящего сию минуту, тогда он может научиться создавать что-либо в совершенстве. Любой может стать великим художником, футболистом, танцором балета, плотником или программистом. Во всех этих профессиях тот станет ассом, кто занимаясь своим делом, будет находиться в этом моменте, прислушиваться к своим ощущениям и научится доносить их до других людей. Здесь важно заметить, что ощущения бывают разные: физические (вижу-слышу-осязаю-обаняю-ой, как вкусно!), эмоциональные (радость, страх, печаль), и ментальные (мысли-мысли-мысли). Не более и не менее. Бывают, правда, еще концепции. Например: «У меня такое ощущение, что ты меня не любишь!» Нет такого ощущения. Это лишь концепция, составленная из мыслей, эмоций, физических наблюдений и прошлого опыта. И она абсолютно никак не относится к моменту здесь и сейчас. Вариантами же истинного Мастерства могут служить следующие примеры: футболист, отлично владея мячом, зная все нюансы ударов и чувствуя, как необходимо ударить, чтобы попасть в цель, доносит все эти знания (а вернее, ощущения), забивая голы. То же самое с художником, который прислушивается к ощущениям, наблюдая за своими натурами. И с танцором, следящим за малейшими изменениями в теле, и т.д. Конечно, на пути к целостности и осознанности возникает еще немало задач и вопросов. Занимаюсь ли я тем, что мне предназначено, или моя миссия совсем в другом? Какими жизненными принципами мне руководствоваться, чтобы прийти к цели? И еще много-много других. Мастерский курс вряд ли может ответить на все подобные вопросы. Но в его силах создать пространство, где каждый получит возможность ответить на них самостоятельно. Для этого в тренинг включены медитации: одиночные и групповые. После одного из таких упражнений участница тренинга, Катя, делилась своими открытиями: отвечая самой себе на вопрос, в чем ее предназначение, во время медитации она увидела слово, написанное (не на стене зала, а где-то в глубинах ее сознания) латинскими буквами «cerenity». Она даже не знала его значения. Сведущие люди подсказали, что означает сие слово «спокойствие и умиротворение». Конечно, как распоряжаться подобными открытиями, никто не подскажет. Ответ в нас самих.

Духовный рост каждый определяет для себя по-своему, как и путь этого роста. Кто-то занимается йогой, кто-то ходит на тренинги. Одно ни в коем случае не исключает другое, а лишь дополняет, как и все в нашей жизни. В пользе и легитимности йоги уже никто не сомневается. Она прочно укоренилась в нашем социуме и не вызывает у него недоверия. С тренингами пока сложнее. У них нет древневосточного базиса, хотя они тоже являются одной из духовных практик. К счастью, любое общество, несмотря на большую или меньшую косность взглядов, все же подвержено динамике. А значит, меняется и развивается. Все больше людей убеждаются, что учиться прислушиваться к себе можно и нужно по-разному. В том числе и с помощью тренингов личностного роста. Они не ересь и не панацея. Они просто еще один способ прийти к себе осознанному и целостному, а значит – Счастливому.

Автор: Татьяна Новгородцева,
тренер «Женского тренинга»
Источник: Йога Джорнал, публикация от 07.08.2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *