Подборка статей Натальи Бернацкой по методике Берта Хеллингера.

Подборка статей Натальи Бернацкой по методике Берта Хеллингера.

345434

Наталья Бернацкая – Сертифицированный специалист по семейным расстановкам Хеллингера (сертификат Московского института интегративной семейной терапии).
1. Системная терапия и семейные расстановки Берта Хеллингера. Что это такое и зачем это нужно?

Автор метода – Берт Хеллингер (родился в 1925 г.). изучал богословие, философию, педагогику, позднее занимался групповой динамикой, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксонианского гипноза и НЛП. В 80-е годы ему удалось выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод системно-семейной терапии и посвятил ему более 30 книг. Сейчас этот метод очень популярен во всем мире. Создана международная ассоциация специалистов, использующих метод расстановок в своей практике. Ежегодно проводятся конгрессы и конференции, где на обсуждение выносятся тысячи случаев, подтверждающих закономерности развития и функционирования семейных систем, выявленные Хеллингером.

Принцип метода заключается в том, что все члены семьи и рода объединены информационно-энергетическим полем (Хеллингер называет его Большой Душой) и образуют семейную систему.

Мы знаем законы, действующие в окружающем нас мире. Никто не будет оспаривать закон всемирного тяготения и закон электрического тока. В семейных система действуют такие же глобальные и беспристрастные законы (Хеллингер называет их «порядки любви»). Нарушение этих законов приводит к печальным, а иногда и к трагическим последствиям. Мы нарушаем эти законы по очень простой причине – мы их не знаем, нас этому не учили. Цель этой статьи – осветить некоторые вопросы.

В семейной системе все члены имеют равное право на принадлежность. Это право сохраняется, если мы помним и уважаем всех, кто принадлежит к нашей семье и роду. В энергетическом поле присутствуют все, как живые, так и умершие (погибшие, совершившие самоубийство), и даже абортированные дети. Бывает так, что о ком-то нам больно помнить. Например, о рано умершем ребенке. Мы стараемся забыть этот факт, вычеркнуть его из своей жизни. Таким отношением мы выталкиваем рано умершего ребенка из системы. Это – нарушение основного закона. Система не может быть неполной, и она восстанавливает свою целостность. Кто-то из тех, кто остался в системе, будет нести еще дополнительный груз, проживать судьбу того, кого вытеснили. Так возникает феномен переплетения. Пример. Женщина больна диабетом, у нее уже удалена одна почка. Расстановка выявила переплетение с судьбой ее сестры, которая умерла в раннем детстве, и о которой родителям было больно вспоминать. Своей неизлечимой болезнью, то есть стремлением к смерти, женщина подсознательно следовала за своей умершей сестрой.

Иногда мы вытесняем кого-то из системы по моральным соображениям – тех, кто сидел в тюрьме или вел «недостойный» образ жизни. В системе обязательно кто-то займет место вытесненного. Это может наблюдаться в том же поколении, через одно или несколько поколений. Пример. Мальчик 7 лет убегал из дому, связался с плохой компанией, жил на вокзале, воровал. В свое время, брат его дедушки был осужден за кражу, сослан и отбывал наказание в Сибири. Он был презираем родственниками и забыт. Своим поведением его двоюродный внук заменял его в системе.

Иногда мы вытесняем кого-то из системы из-за страха перед его судьбой. Это относится к тем, кто совершил самоубийство, или если женщина умерла при родах. О них либо вообще не говорят, либо не говорят правды. Их судьбы могут превратиться в семейные тайны. Потомкам очень тяжело нести такое наследство. Именно потому, что это тайна, они помимо своей воли участвуют в этих тяжелых судьбах, не понимая, почему им вообще не очень-то и хочется жить, у них могут быть попытки самоубийства, с ними случаются фатальные несчастные случаи.

С точки зрения системной терапии, каждый человек рассматривается вплетенным в свою семейную систему. 95% наших проблем имеют системный характер, они связаны с нарушением законов функционирования семейной системы. Другими словами, мы можем переживать трудные времена и ломать голову над сложными проблемами потому, что когда-то, возможно несколько поколений назад, равновесие в системе было нарушено. Эти сложности будут продолжаться и передаваться по наследству до тех пор, пока оно не будет восстановлено.

Берт Хеллингер дает нам не только теоретическую базу функционирования семейных систем, но и очень эффективный практический метод решения проблем. Это – расстановка. Проблема решается через гармонизацию связей и отношений внутри семьи и рода. Работа проводится с информационным полем семейной системы. На первом месте стоит выявление системных переплетений. Затем следует процесс поиска решения, т.е. освобождения от этого переплетения. В расстановке используется феномен морфических полей (подробнее об этом можно прочитать в статье Руперта Шелдрейка «Морфическое поле социальных систем»). Как правило, расстановка проводится в группе, и в работе используются заместители. Клиент заявляет свою тему, то есть тот вопрос, который наболел и с которым есть решимость разобраться. Затем клиент выбирает из присутствующих в группе участников – заместителей для членов своей семейной системы (мужа, детей, бывшего партнера, мать, отца). Кто именно будет нужен в расстановке, определяет специалист-расстановщик, который ведет весь процесс. Заместители расставляются на определенные места. Вот здесь и начинается самое интересное. Включается феномен морфических полей, и заместители начинают чувствовать и озвучивать глубинные чувства людей, на роль которых их поставили. Перед клиентом разворачивается истинная картина озвученной проблемы, ее причины и предпосылки, становятся очевидными места напряжения в поле семейной системы, становятся явными скрытые подсознательные сценарии, которые приводят людей к болезням, несчастью, потере денег, разводам, зависимостям и т.д. Затем специалистом-расстановщиком проводится определенная работа, в результате которой находится решение. Решение всегда неожиданно для клиента, часто противоречит тому, как клиент на сознательном уровне воспринимает и описывает свои переживания, иногда — с точностью до наоборот. Для клиента расстановка – это всегда открытие, даже можно сказать, — откровение. И насколько глубоко клиент сможет принять найденное решение, настолько быстро происходят изменения в его жизни.

2. Влияние предыдущих отношений на наше настоящее.

Семейная расстановка – удивительный метод. За час происходит настолько мощная работа с клиентом, для которой понадобились бы месяцы, а возможно и годы при использовании других методов психокоррекции и психотерапии. Расстановка дает возможность сделать явными скрытые сценарии подсознания. И когда они становятся очевидными, они теряют свою силу и больше не управляют нашей судьбой.

Часто бывает так, что на сознательном уровне мы чего-то очень хотим, а на уровне подсознания как раз этого мы избегаем всеми возможными способами. Тогда у нас появляется конфликт, или есть у нас еще такое любимое слово – «проблема».

На прием пришла женщина. «Мне 37 лет. Меня зовут Ирина. Я хочу создать семью и родить ребенка». Так озвучила она тему нашей работы. Она держалась холодно, как будто эта тема ее не волновала. «Как-то отношения с мужчинами не складываются. То есть у меня постоянно кто-то есть, но это все – не то, что мне нужно». В ее тоне проскользнуло пренебрежение. «А какой тебе нужен мужчина, чтобы ты захотела стать его женой и родить от него ребенка?», — спросила я. Она рассказала мне, каким она видит своего избранника. Во время рассказа глаза ее оживились на какой-то момент, и в них заблестел огонек жизни. Но это очень быстро закончилось. Она опять стала нейтральной, как будто она не разрешала себе испытывать счастье.

Итак, мы составили описание мужчины, который мог бы ее серьезно заинтересовать. Это был перечень из 10 пунктов. Здесь было все то, что она считала важным и даже решающим для брака.

В расстановку я поставила двоих заместителей. Женщину — заместительницу для клиентки и мужчину – заместителя для ее будущего мужа. Причем я сказала заранее, что этот мужчина полностью удовлетворяет всем 10 пунктам.

Несколько минут мы наблюдали немую сцену: мужчина смотрел на заместительницу Ирины с интересом, и в его позе можно было заметить желание сделать шаг навстречу, но он как будто не решался. На его лице застыл беззвучный вопрос: «Можно мне подойти поближе?» Заместительница Ирины пристально смотрела на него, на короткий момент в ее глазах вспыхнул огонек, такой же, который я заметила у самой клиентки, но потом этот огонек угас, она покачала головой и сказала: «Нет, я не могу», сделав при этом шаг назад. После этого она стала смотреть в пол в двух шагах от себя, лицо ее стало холодным, но за этой холодностью чувствовалась глубокая печаль.

Я обозначила место, куда смотрела заместительница Ирины, стулом. Это оказалось как раз на полпути между ней и мужчиной. Теперь она смотрела только на стул. Все ее внимание было направлено туда, а мужчина, казалось, перестал для нее существовать. Она медленно подошла к стулу, обняла его и прижала к себе. Лицо ее выражало печаль, смешанную с болью. Было видно, что она горюет о ком-то потерянном, и эти чувства не оставляют места для того, что было озвучено как тема расстановки. Я спросила у Ирины, были ли у нее аборты. Она кивнула и тихо сказала: «Один. Отцу ребенка, Сергею, я тогда ничего не сказала, сама приняла решение сделать аборт».

Поле семейной системы хранит память о всех ее членах. И абортированные дети тоже имеют в нем свое место. В повседневной жизни это скрыто от глаз, но в расстановке скрытое становится явным. Было видно, что Ирина сама отказывается от возможности быть счастливой и чувствовать радость от отношений. Так она наказывает себя, уравновешивая подсознательное чувство вины.

Я попросила мужчину озвучить свои чувства. «Меня отталкивают, я чувствую себя ненужным, и я на нее злюсь», — сказал он. Сейчас было видно, что он озвучивает чувства еще какого-то мужчины, который был в жизни Ирины в прошлом. Я ввела в расстановку отца абортированного ребенка. На лице Ирины отразилось пренебрежение. Тогда я попросила ее заместительницу сказать: «Ты мог стать отцом, а я – мамой. А это – наш абортированный ребенок. Мне жаль, что я это сделала. Я чувствую вину и поэтому наказываю себя, лишая возможности быть счастливой».

После этого наступила полная тишина. Заместители смотрели друг на друга, а клиентка Ирина плакала. Эти слезы были тихими, из самой глубины души. Это было признание чувств, которые когда-то были вытеснены в подсознание и затем стали скрытым сценарием ее жизни.

На лицах заместителей отражались глубокие чувства, и через какое-то время они спонтанно обнялись. Заместительница Ирины сказала Сергею: «Я уважаю тебя как отца нашего ребенка». Сергей ответил ей: «Я буду рад, если ты будешь счастлива с другим мужчиной».

Это было началом исцеления…

Ирина рассталась с Сергеем много лет назад. Но до момента расстановки они все еще оставались в незавершенных отношениях. Чувства, которые имели место тогда: пренебрежение к Сергею, вина за то, что она даже не сказала ему о ребенке, а сама приняла решение сделать аборт, боль и физическая и душевная, связанная с абортом, эхом звучали в ее последующих отношениях и не давали ей возможности стать женой и матерью.

Более поздние отношения могут сложиться удачно, только если более ранние получили признание и уважение.

Если мы хотим счастья в отношениях, все предыдущие отношения должны быть завершены правильно. Что значит «завершены правильно»? Представьте мысленно вашего бывшего партнера, посмотрите ему в глаза и скажите: «Спасибо за все хорошее, что у нас было, я отпускаю тебя с любовью и желаю тебе счастья с другим/другой». Если вы говорите это искренне и чувствуете благодарность за то время, когда вы были вместе, вы можете быть спокойны. Если эта фраза будоражит в вас неприятные чувства, или вы вообще не хотите вспоминать его/ее, значит, какая-то часть вас все еще продолжает оставаться в прошлых отношениях. И это мешает вам в настоящем.

Расстановка – это прекрасный способ признать то, что должно быть признано, завершить то, что требует завершения, и открыться счастью, которое давно уже ждет за дверью.

3. Наследство от предков: Перенятые чувства. Родовая совесть.

(Отрывок из статьи Михаила Бурняшева. Справка: М.Бурняшев – кандидат психологических наук, директор Института Консультирования и Системных Решений. Окончил Мюнхенский институт системной семейной терапии (Германия), Вислохский институт системных решений (Германия). Ученик Б. Хеллингера и Г. Вебера, включен в список института Б. Хеллингера. Издатель и научный редактор книг по системной терапии и консультированию. Ведущий долгосрочных и краткосрочных обучающих программ.

Берт Хеллингер – особая, знаковая фигура современной психотерапии.
Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.
Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня с помощью системной работы по Б.Хеллингеру можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад часто ставили в тупик даже самых опытных специалистов.

С какими проблемами работает метод Хеллингера?
В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.
Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.
Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.
Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.
Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.
Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и сделает вашу жизнь нaмного счастливее.

4. Четыре аспекта семейных полей, или почему работают семейные расстановки.

Автор: Руперт Шелдрейк. Из книги «Практика Семейной расстановки»

Во-первых, семейная расстановка — это что-то вроде карты или модели семейного поля. Она показывает пространственный порядок и модель отношений. Здесь, как и в любом поле, изменение одной части влияет на все остальные. Таким образом, как и другие поля, семейные поля имеют свою пространственную модель, свой пространственный порядок.

Во-вторых, семейные поля обладают памятью. Произошедшее в прошлом оказывает на поле влияние, даже если люди в нем этой памяти не сознают. Следовательно, поля имеют пространственный и временной аспекты.

В-третьих, благодаря семейным полям возможно исцеление, восстановление целостности и порядка.

И, в-четвертых, семейные поля обладают способностью к гибридизации. Каждая свадьба — это объединение двух семейных полей и возникновение нового поля.

В этих аспектах семейные поля очень похожи на поля морфические.

Четыре аспекта морфических полей.

Во-первых, морфические поля являются частью вышестоящей, целостной модели природы. Морфические поля располагаются по принципу гнездовых иерархий. Так организована вся природа. Самым маленьким кругом здесь может быть субатомарная частица атома, молекулы или кристалла или клетка ткани, органа или организма. Или это может быть индивидуум, отдельный человек в поле семьи, поле рода или в поле содружества наций. Где бы мы ни вглядывались в природу, мы везде обнаружим организацию в виде многочисленных соподчиненных уровней.

Следовательно, уровень организации семьи включает морфическое поле семьи. А это поле существует в одном из больших морфических полей и одной из более широких моделей организации. Значит, понять отдельную личность в семейном поле можно только по отношению к этому большему целому. Но для того. чтобы понять смысл происходящих в семье событий, семья сама требует большего целого. Семьи не существуют в изоляции.

Социальные поля семейных групп не уникальны в природе. Мы являемся социальными животными, и то же самое относится к тысячам других видов животных. Координировано поведение птиц в стаях, точно так же обстоит дело в косяках рыб, в стаях волков и у социальных насекомых. Существует множество разных видов социальных групп животных, и я уверен, что все они имеют групповые поля и в этих полях память.

Каждый род вещей обладает памятью в своем морфическом поле. Это — коллективная память всех аналогичных вещей, существовавших ранее. Способ, которым она передается, мы называем морфическим резонансом.

В области социальных полей память возникает через резонанс с прошлыми действиями поля. Следовательно, так же, как в случае индивидуальной памяти, социальная память воспринимается тоже через резонанс. Все социальные группы людей замечают присутствие прошлого. В традиционных обществах социальная группа состоит не только из живых на данный момент членов, но и включает в себя не¬видимое присутствие предков.

Все ритуалы включают в себя использование определенных консервативных слов и фраз, определенных повторяющихся действий: трапезу с определенными блюдами, молитвы или призывы и т. д. Проделывая что-то точно так же, как это делалось ранее, люди принимают участие в ритуале и тем самым устанавливают связь со всеми, кто осуществлял это действие до них, вплоть до того момента, когда это произошло впервые. С точки зрения морфического резонанса, в этом заключается очень большой смысл. Вы ритуальным образом выполняете действия, причем точно так же, как они выполнялись раньше, и через это сходство вы вступаете в резонанс со всеми, кто совершал эти действия до вас.

Целительные аспекты морфических полей.

Третий аспект морфических полей связан с исцелением. Поскольку все морфические поля несут в себе воспоминание о целостности системы, образ целостности продолжает сохраняться даже тогда, когда система оказывается повреждена. В биологии этот феномен лежит в основе регенерации. Можно отрезать часть ветви ивы, и она будет развиваться в новое дерево. Можно разрезать на части ленточного червя, и каждая часть может вырасти в нового червя. Даже если отрезанный кусок имеет форму, никогда еще не существовавшую, в нем. тем не менее, содержится информация о целом. Эта регенеративная способность морфогенетических полей была основополагающей мыслью, из-за которой в биологии вообще была разработана идея морфических полей. Именно способность к регенерации обнаружила в полях эту скрытую целостность.

Если разделить на части голограмму, то каждая часть сохранит в себе образ целого. Голограмма — это феномен поля.

Этот феномен проявляется также у развивающихся эмбрионов. Если, например, вы тонкой лентой разделите на две части яйцо стрекозы, то задняя часть, предназначенная стать задней частью эмбриона, образует полноценный, но меньший по размеру эмбрион. Следовательно, эмбрион обладает способностью восстанавливать целостность, пусть и в меньшем масштабе. Это называется эмбриональной регуляцией.

Ту же самую регенеративную способность мы наблюдаем и в социальных группах. (Шелдрейк показывает картинку с изображением термитника в разрезе.) Эти насекомые строят очень большие сооружения, высотой иногда до двух метров. Эти большие строения создаются в результате совместной деятельности миллионов насекомых, каждое из которых приносит в нужное место крохотный кусочек глины. Откуда они знают, куда им нужно ее принести? Отдельное насекомое не может иметь представления о структуре в целом, к тому же термиты слепы. Я думаю, они способны это делать, поскольку являются частью морфического поля всей группы, которая несет в себе невидимый план всего сооружения. Если повредить часть термитника, термиты его починят. Он регенерирует. И строить они начнут с обеих сторон повреждения. В некоторых экспериментах, описанных в моей книге, показывается, что если между двумя поврежденными половинами поместить стальную пластину, их деятельность по восстановлению будет по-прежнему точно скоординирована. Туннель и этажи будут по-прежнему на своих местах. На мой взгляд, это доказывает наличие некоего невидимого плана, внутри которого трудятся отдельные насекомые.

Если в улье убить большую часть пчел, другие пчелы, чтобы весь организм функционировал, станут брать на себя задачи, ранее для них не предназначавшиеся. Следовательно, существует регенеративная способность всей социальной группы в целом. В других областях биологии известны иные примеры регенеративных способностей социальных групп. Это благодарный предмет исследований для всех, кто интересуется социальными полями.

Способность к гибридизации.

аспектом социальных полей является способность к гибридизации. Если скрестить друг с другом два разных вида растений или животных, то в первом поколении гибридизации обычно возникают организмы с половинными признаками обеих родительс¬ких форм.

Мы провели сотни экспериментов, демонстрирующие подобное поведение у собак. Существуют убедительные доказательства того, что животные действительно могут на больших дистанциях реагировать на намерения человека и на изменения его планов. Но реагируют они только на людей, с которыми очень тесно связаны. Изменение намерений человека может показать измеряемое и видимое изменение в поведении животного через расстояния в сотни километров.

У меня есть целый банк данных, более чем две с половиной тысячи случаев, включая несколько очень хороших примеров из Герма¬нии. Эти примеры показывают, что есть много других обстоятельств, при которых поле семьи, включающее в себя собаку, может оказывать на нее влияние. Существует бессчетное множество примеров, когда собака без видимого повода начинает вдруг выть или демонстрировать признаки сильного беспокойства, а потом выясняется, что именно в этот момент умер кто-то из членов семьи или где-то далеко произошел несчастный случай. Среди людей это одна из самых драматичных форм телепатии, которая показывает связанность друг с другом членов одной группы, соединяющую их даже на больших рас¬стояниях.

Кроме того, имеются новые результаты исследований человеческой телепатии, доказывающие существование этих связей. Интересно уже само происхождение этого понятия. Корень «теле» указывает на связь с дальним расстоянием (ср. телевидение и телепатия), второй корень связан с чувствованием (ср. эмпатия и симпатия). Таким образом, телепатия связана с чувствованием на расстоянии. И практически все примеры телепатии относятся к чувствованию на расстоянии, существующему между тесно связанными друг с другом членами социальной группы. Следовательно, это один из способов рас¬смотрения пространственных аспектов социальных полей.

5. Процветание Вашей Компании: Как увидеть невидимое?

(Системно-феноменологический подход по Берту Хеллингеру).
Морозова Г.Б., Бартенева С.Б.

Каждый руководитель организации хочет, чтобы его компания процветала, была достойным местом, объединяющим команду единомышленников, была узнаваемой на рынке и ее продукты или услуги были всегда востребованы и любимы. Но как этого добиться? Сегодняшний бизнес-мир поразительно сложно устроен. Ничего нельзя прогнозировать. Правила игры постоянно меняются. Будущее все тяжелее предсказать с помощью традиционных линейных и рациональных методов. Да и в настоящем, порой, очень нелегко разобраться, используя только анализ.
Между тем, вопросы: что происходит в компании (Почему уходят работники? Почему при таких больших вложениях нет ощутимых результатов? Почему высоко профессиональный топ-менеджер с опытом работы в других компаниях, в этой компании не может проявить себя? Будет ли новый продукт востребован на рынке? и т.д.) и что с этим делать, волнуют любого руководителя. Иногда кажется, что причина – в конкретном работнике, или в конкретном бизнес-процессе. Возможно, что это и так. И работа над оптимизацией бизнес-процессов, или индивидуальная (групповая) работа с персоналом могут повысить эффективность организации. Но очень часто это приносит кратковременные результаты, и все возвращается «на круги своя». И здесь необходимо понимать, что каждая организация – это живой организм.
Организации развиваются по общим законам бытия подобно человеку, но при этом каждая из них обладает своей индивидуальностью, неповторимым складом характера, особым духом, который определяет самую суть человеческих отношений и взаимодействий. Это легко проверить на практике. Это то, что мы называем атмосферой места, или эмоциональным полем. У каждой организации оно свое. Атмосфера места сохраняет в себе энергию тех чувств и эмоций, которые проявлялись в организационной системе в тот или иной период времени. Через какое-то время практически любое событие забывается, а эмоциональное поле остаётся, влияя на всех остальных работающих в ней людей.
С точки зрения системно-феноменологического подхода, разработанного Бертом Хеллингером, система есть целое, и критерием успеха всегда является благополучие всей системы. События, чувства, мысли, которые проявляются, несут в себе информацию обо всей организационной системе, но связаны с жизнью всей организации не прямыми причинно-следственными связями. Так, например, система не разрешает, чтобы ее члены были исключены без последующей компенсации в системе. Если кто-либо исключается (уходит неприятным образом), это позже компенсируется кем-то, кто приходит вслед за исключенным человеком, и начинает вести себя также, как и исключенный (будет преследовать те же цели, будет неуспешен или что-либо другое).
Как заметила системный коуч-консультант Мэри Бэт О’Нил, «силовое поле организации можно сравнить с паутиной. Когда нечто касается паутины – в любом месте, — она вся приходит в движение. Если что-то сотрясает или разрушает места прикрепления паутины, она также начинает колыхаться. Одно из огромнейших преимуществ паутины – ее целостность и сопротивляемость. Способность быть сильной и одновременно гибкой позволяет паутине сохранять свою целостность, несмотря на различные повреждения, наносимые ветром, дождем и летающими насекомыми».
Итак, у всех организаций существуют одни и те же базовые принципы, соблюдение которых позволяет эффективно расти и развиваться. Все социальные системы основываются на порядке, который определенным образом влияет на всех членов системы.
Чтобы любая организация могла расти и процветать, самым важным является то, насколько правильно реализуется роль лидера (Первого лица) в организации, так как именно лидер устанавливает порядок.
Первое лицо организации (Собственник, Генеральный директор или Совет Директоров) задает тот каркас в виде стратегических целей и ведущих принципов организации, в рамках которых каждый работник может начать функционировать. Это объясняет то, почему менеджмент должен уважать первое лицо организации. В том случае, когда первое лицо и менеджмент испытывают взаимное уважение друг к другу, они приобретают свободу действовать так, как того требует любая возникающая в тот или иной момент времени ситуация.
Первый принцип руководства: человек, который задает каркас, в рамках которого другие могут функционировать, должен занимать первое место. После него идет человек, который создает структуру для функционирования следующей группы (департамента, подразделения) и так далее. Так создается системная иерархия.
Порядок в организации создается и поддерживается с точки зрения: ведущих принципов организации (зачем мы здесь?); иерархии функций и важности задач (кто, что делает для достижения целей?); происхождения (кто пришел раньше?) вклада в достижение целей организации (кто что привносит, какие результаты?). Как только этот порядок пытаются изменить или отступить от него, в системе возникают нарушения.
У каждого в системе, вне зависимости от его функции, есть равное право принадлежности. В соответствии с этим принципом все работники в организации получают признание, их уважают как профессионалов и индивидуальности. Всех хорошо видят. Это помогает расти и развиваться, поддерживает в кризисных ситуациях. Исключение из системы и одновременно презрение (не уважение) к исключенному является формой нарушения порядка и может приводить к механизму идентификации. Так, в приведенном выше примере, когда кого-то исключают из системы, тот, кто входит в систему позже, неосознанно идентифицирует себя с исключенной фигурой, начиная подражать ей, таким образом, «жертвуя собой», т.е. пытается решить проблему для других. Этот принцип относится также к продуктам, услугам, целям, клиентам: всему, что имеет отношение к организации и к ее развитию. Все, чему не воздано должное, не оценено должным образом, вмешивается в настоящее и не позволяет организации и работникам эффективно развиваться, быть успешными и устремленными не в прошлое, а в будущее. В любом обмене существует баланс (равновесие) между «давать» и «брать». Для того чтобы в организациях постоянно наблюдался рост (системный оборот), необходимо, чтобы признание вклада (профессионализма) работников предваряло компенсации. Если дают больше, чем того заслуживает берущий, он начинает чувствовать себя обязанным (не свободным) и наоборот.
Основой системно-феноменологического подхода является видение системы как целого и принятие ее без интерпретаций и оценок, с уважением, деликатностью и смирением. У этого подхода есть и свой инструмент – организационные расстановки, которые позволяют диагностировать то, что происходит в организации, как системе и найти «хорошее» решение, то есть решение, которое служит на благо всем в организации.
На сегодняшний день системно-феноменологический подход и метод организационных расстановок, заслужив признание профессионалов и доверие клиентов, продолжают вызывать все больший интерес.

6.Примерный и неполный перечень решаемых тем:

* Материальное благополучие:
— потери денег;
— конфликты при разделе имущества/наследства;
— низкие доходы;
— страх иметь большие деньги;
— кто-то всегда вместо меня извлекает выгоду из моих достижений;
— препятствия в карьерном росте;
— другие случаи.

* Уголовная ответственность:
— меня/моего родственника необоснованно обвиняют в совершении преступления;
— я совершил уголовно наказуемое деяние и опасаюсь чрезмерного наказания;
— другие случаи.

* Работа с супружескими парами:
— условия для хороших отношений;
— измена;
— ревность;
— развод;
— любовные треугольники;
— второй брак, отношения в паре;
— отношения с семьями родителей партнеров;
— работа с трудными, запутанными отношениями в семьях;
— работа с парами, ожидающими ребенка;
— бесплодие;
— другие темы.

* Детско-родительские отношения:
— условия для хороших отношений;
— ненависть, отчужденность детей/родителей;
— нежелание родителей заботиться о детях;
— приемные дети;
— аборты;
— рано умершие дети;
— другие темы.

*Сложные темы в отношениях между родителями и детьми:
— алкоголизм;
— наркомания;
— жестокое обращение;
— забота о ребенке-инвалиде;
— инцест;
— ребенок убегает из дома;
— отказ родителей от своих детей;
— другие темы.

* Несчастные случаи и неприятные происшествия:
— переломы;
— сотрясение мозга;
— вывихи;
— растяжения связок;
— дорожно-транспортные происшествия;
— угоны автомобилей;
— драки;
— кражи;
— ограбления;
— пожары;
— другие случаи.

* Работа с психосоматическими расстройствами заболеваниями:
— бронхиальная астма;
— заболевания щитовидной железы;
— сексуальные расстройства;
— алкоголизм;
— наркомания;
— психозы;
— депрессии;
— тревожные состояния;
— панические атаки;
— другие заболевания и расстройства.

* Работа с заболеваниями, повторяющимися из поколения в поколение.

* Работа с системой родового дерева.

Повторение чужой судьбы (например, «так же, как моя мама и бабушка, с мужем я развелась и так и не смогла создать новую семью» или «мой сын, так же как и его дед, отсидел/сидит в тюрьме) и как прекратить такое повторение.

Принятие смерти близких родственников (например, «после смерти мужа/отца/ матери/сына/дочери жизнь для меня потеряла смысл. Я не хочу жить»).

Незавершенные отношения с умершими (например, «мой умерший муж/отец/мать/ сын/дочь постоянно снятся мне, и это беспокоит и тревожит меня» или «я обвиняю себя в смерти мужа/отца/матери/сына/дочери и постоянно думаю об этом. Я хочу, чтобы это никогда не произошло/ все было по-другому. Горькое сожаление мучает меня»).

Синдром годовщины (представители рода из поколения в поколение умирают в определенном возрасте. Например, «все мужчины моего рода умирают молодыми»).

Поиск оптимальных решений для сложных семей (как можно жить в гармонии в семье, где есть дети от разных партнеров):
— враждебность между детьми от разных браков/партнеров;
— враждебность или неприятие между детьми и отчимом/мачехой.

* Работа с навязчивыми страхами и симптомами различных заболеваний:
— страх выступать перед людьми (быть в центре внимания);
— боязнь высоты;
— боязнь закрытого пространства;
— боязнь открытого пространства;
— страх перед представителями власти (милиция, налоговая, начальник на работе и т.д.);
— страх перед мужчинами;
— страх перед женщинами;
— боязнь воды;
— другие страхи и симптомы.

* Работа с ситуациями выбора:
— выбор партнера («встречаюсь с несколькими мужчинами/женщинами и не могу выбрать одного/одну»);
— выбор работы («мне сделали несколько привлекательных предложений, и я не могу выбрать одно самое лучшее для меня);
— другие ситуации.

* Запрещается перепечатка и использование материалов без разрешения Центра обучения и развития «СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *